678393, РС (Якутия), Намский улус, с. Кысыл-Сыр, ул. Аммосова 74/1

НАмская МЦБС

1 Хомустахская федеральная сельская модельная библиотека нового поколения «Эйгэ»

Книги — это мудрость, запечатленная в словах, открывающая двери в бескрайний мир знаний.

Добро пожаловать в нашу библиотеку, где каждая страница — это новое приключение, а каждая строка — ключ к пониманию бескрайних граней жизни.

27 Октября

100 лет авиации Якутии

8 октября  считается днем рождения якутской авиации. Эта дата связана с первым полётом самолёта — биплана «Сопвич», который поднялся в небо над Якутском.

Немного из истории

8 октября 1925 года — пилот Пётр Михайлович Фадеев поднял в небо «Сопвич», взлетевший с пристани Даркылах и совершивший посадку на Зелёном лугу. Этот первый полёт стал началом развития воздушного сообщения в республике.

29 августа 1928 года — официально открыта воздушная линия Иркутск — Якутск — первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

В августе 1935 года закончено строительство постоянного Якутского аэродрома, постепенно было открыто авиасообщение с другими посёлками и городами республики.

    В этот вековой юбилей якутской авиации предлагаем нашим читателям интервью с ветераном авиации, нашим земляком Александром Заболоцким — человеком, чья судьба стала частью истории авиации в Якутии.


    С детства тянуло к небу

    Александр Заболоцкий родился в 1957 году в селе Борогонцы Усть-Алданского улуса. Школьные годы прошли в 1 Хомустахском наслеге Намского улуса. Выпускник 1974 г. I Хомустахской средней школы. Окончил Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Долгие годы служил в Маганском авиаотряде ЯУГА: с 1977-го — вторым пилотом, с 1981-го — командиром Ан-2, с 1983-го — инспектором 140-го лётного отделения. В 1993-м ушёл на пенсию по выслуге лет. Сейчас работает в библиотеке им. Белинского и с увлечением занимается бальными танцами.

    — Расскажите про вашу семью.

    — Я родился в семье ветерана ВОВ. Мой отец, Михаил Семёнович Заболоцкий, награждён орденом Великой Отечественной войны. Он был очень грамотным, справедливым и строгим. Поэтому я хотел поступить в летное училище. В школе хорошо учил геометрию, математику, также очень любил читать стихи. У меня есть жена — Ольга Дмитриевна, трое детей и шестеро внуков. Все семейные люди уже, дедушки и бабушки, большая и счастливая семья.

    — Когда вы ощутили, что хотите стать пилотом?

    — Желание летать по­явилось в молодости. С детства тянуло к небу и технике. В Якутске действовал авиакружок, который укрепил мечту: я понял — хочу быть в небе, хочу летать и делать это своей работой.

    — Как вам учёба в Крас­нокутском училище? Вы и ваш друг были там первыми якутянами. Какие были ваши эмоции?

    — Мы с Семёном Кырбасовым сразу стали друзьями — учились в одной роте, нас было около ста парней. Было непросто: наряды, дежурства, учёба, но всё это проходили вместе. Учились хорошо. Среди товарищей также был Юрий Клепаков из Ленинграда — до сих пор поддерживаем связь.

    — Помните ли вы свой первый вылет?

    — Первый полёт на Ан-2 помню чётко: 16 августа 1976 года, аэродром Логиновка. Я был командиром, Семён — вторым пилотом. Было волнительно и радостно — фотография того дня у нас сохранилась. В тот момент мечта стала явью. Там выполняли разные рейсы: сельскохозяйственные работы, АХР-рейсы, лесопатрульные полёты по тушению леса, перевозки пассажиров и почты, а также перегоны самолётов из Хабаровска, Красноярска и Львова. Перегоны были особенной радостью и вызывали гордость.

    — Вы же работали инспектором? Что делали?

    — С 1983 года работал инспектором 140-го лётного отделения Маганского ОАО ЯУГА. Контролировал лётную подготовку, проверял техническое состояние экипажей и самолётов, работал с молодыми пилотами, указывал на ошибки и помогал их исправлять. Это была ответственная «закадровая» работа, без которой безопасные полёты невозможны.

    — Чем вы сейчас занимаетесь? Скучаете ли по старым дням?

    — Сейчас на пенсии, работаю в библиотеке им. Белинского и хожу в бальную группу «Золотая осень» под руководством А. А. Москвитина. Люблю танцевать и горжусь нашей группой. По небу, конечно, скучаю, но бывших пилотов не бывает: небо остаётся в душе. Уважаемые друзья и коллеги, ветераны авиации Якутии и жители Республики Саха! Сердечно поздравляю вас со 100-летием авиации Якутии! Эта дата по праву считается днём рождения авиации республики и ознаменовала начало освоения воздушного пространства одного из самых сложных и протяжённых регионов России.

    Мы отдаём дань уважения первопроходцам, проявившим мужество и профессионализм, связав свою жизнь с небом Якутии. Их подвиг заложил основы для развития жизненно важной отрасли, обеспечивающей связь между отдалёнными населёнными пунктами региона. За век своего существования авиация Якутии прошла большой путь становления и развития. Сегодня она играет ключевую роль в экономике и социальной жизни региона, обеспечивая транспортную доступность и способствуя развитию промышленности и туризма. Желаю вам крепкого здоровья, благополучия и удачных полётов молодому поколению!

    Дмитрий Сивцев

    Из сайта Якутск вечерний

    Александр Заболоцкий — человек, чья судьба стала частью истории авиации в Якутии.